- Шиномонтаж и автосервис

Поддержка отечественного производителя грузовых автомобилей КАМАЗ

Конкуренция в торговле запасными частями началась в тот день,
когда первый умелец заменил заводскую деталь самодельной. Высо-
кая прибыльность этого бизнеса способствует острой конкуренции,
особенно в торговле запасными частями к легковым автомобилям.
Зарубежные фирмы обычно учитывают конкурентные качества де-
талей и узлов при установлении своих. Не конкурирующими запас-
ными частями называют такие детали и узлы, поставщиками кото-
рых могут быть только изготовители машин и их предприятия. Кон-
струкция или качество этих деталей и узлов не позволяют имитато-
рам изготовлять их с достаточно низкой себестоимостью, чтобы
конкурировать. К ним также относят редко заменяемые детали. К
конкурирующим относят детали и узлы, серийное производство ко-
торых может быть налажено на любом специализированном пред-
приятии: прокладки, шланги, детали сцепления и тормозов, аморти-
заторы, вентиляторные ремни, диски колес, некоторые детали двига-
телей, топливной и гидравлической аппаратуры, глушители. Особо
конкурирующими считают запасные части стандартизированного
ассортимента, аналоги которых поставляются на рынки многочис-
ленными изготовителями. В эту категорию входят такие детали, как
свечи зажигания, фильтрующие элементы, стандартные подшипники
и т. д.

Продуценты машин встречаются в торговле запасными частями с
четырьмя группами конкурентов.

К первой, основной, группе, относят довольно крупные предпри-
ятия, специализирующиеся на изготовлении определенной номенк-
латуры деталей и узлов для поставки их изготовителям машин в ка-
честве компонентов сборки. Те же детали в качестве запасных час-
тей они поставляют региональным складам изготовителей машин.
Специализированное оборудование этих предприятий позволяет им
также производить запасные части к машинам, с изготовителями ко-
торых они вообще не связаны никакими договорами. Выпускаемая
ими продукция продается через независимые фирмы, занимающиеся
торговлей запасными частями к разнообразным моделям машин че-
рез оптовые склады и магазины. В качестве примера можно назвать
компании: в ФРГ — «Bosch» (электрооборудование, карбюраторы,
топливные насосы, форсунки), «Sachs» (амортизаторы, диски сцеп-
ления; во Франции — «Solex» (карбюраторы); в Японии — «Nishin»
(электрооборудование); в Финляндии — «Atoy» (прокладки, шланги,
глушители, цепи, амортизаторы, диски колес и др.); в Англии —
«Girling» (детали тормозных и гидравлических систем); в Дании
«Kenvig» (прокладки, резиновые кольца, сальники). Наши специали-
зированные заводы пока только примериваются к производству
«чужой» номенклатуры..

Второй группой конкурентов считают предприятия, занимаю-
щиеся изготовлением запасных частей специально для продажи на
рынке. Эти предприятия-имитаторы обычно выпускают детали узкой
номенклатуры и продают запасные части по ценам, значительно бо-
лее низким, чем цены основных поставщиков. Ни соответствие стан-
дартам изготовителей, ни качество при этом не гарантированы.
Фирмы, входящие во вторую группу конкурентов, имеют основных
покупателей среди населения с низким уровнем доходов — владель-
цев машин или механиков мастерских, имеющих невысокую техни-
ческую квалификацию, легче убедить купить неоригинальные запас-
ные части, концентрируя их внимание на низких ценах. На нашем
рынке продаются неоригинальные детали для автомобилей ВАЗ,
КАМАЗ и «Москвич». Отечественных предприятий — имитаторов,
выпускающих запасные части без лицензий основных конструкторов
и гарантий качества, появляется все больше — от кооперативов до
заводов, потерявших заказы на прежнюю продукцию.

Обе группы конкурентов специализируются только на номенк-
латуре высокого и постоянного спроса и имеют возможность прода-
вать запасные части дешевле, так как, занимаясь узкой номенклату-
рой, имеют низкие издержки производства и распределения.

К третьей группе конкурентов относят мелкие фирмы, занимаю-
щиеся разборкой машин, проданных в лом, и продажей пригодных
для дальнейшего использования деталей и узлов. Цены на такие по-
держанные запасные части колеблются в пределах 25-50% цен на
соответствующие новые детали. «Кладбища» автомобилей за рубе-
жом приобретены такими фирмами в собственность, при помощи
властей установлены правила, по которым бросать где попало ста-
рый автомобиль стало невозможно. Владелец или страховая компа-
ния обязаны сдать его фирме, владеющей огороженным «кладби-
щем», оплатив утилизацию. Утилизация большого грузовика или
автобуса в ФРГ обходится владельцу в 3-5 тысяч марок. Эти фирмы
стали специализироваться на определенных моделях машин. Напри-
мер, в маленькой Дании таких фирм более двадцати.

Фирмы этой группы находят довольно много покупателей среди
механиков независимых мастерских и владельцев машин, имеющих
невысокий доход. На нашем рынке тоже начали появляться такие
фирмы. Довольно много появилось и продавцов подержанных узлов
и деталей для импортных автомобилей. Этот товар заказывают за
рубежом, а также получают при разборке аварийных или не разре-
шенных таможней к регистрации машин.

Четвертую группу конкурентов составляют предприятия, кото-
рые практикуют восстановление изношенных деталей и агрегатов
машин по заказам клиентов и дилеров, часто в кооперации с фирма-
ми третьей группы.

Конкуренция со стороны последних двух групп поставщиков за-
пасных частей на зарубежных рынках заметно усилилась в 60-х го-
дах. Обнаружив потерю части доходов вследствие их деятельности,
крупные изготовители машин приняли меры для организации каче-
ственного восстановления изношенных агрегатов. Пионером в об-
ласти централизованного агрегатного ремонта считают компанию
«Volkswagen». При помощи импортеров своих машин в Финляндии,
Бельгии и других странах она организовала сбор изношенных агре-
гатов — двигателей, коробок передач, водяных и масляных насосов,
всего более 200 наименований — и направление их на специальное
предприятие в г. Кассель, ФРГ, для ремонта. Восстановленные агре-
гаты и детали продаются дешевле, чем новые. Гарантийный срок на
них почти достигает срока гарантий на новые изделия. Восстановле-
ние изношенных узлов и агрегатов практикуют «Ford Motors»,
«Volvo», «Saab», «Chrysler», «BMW», «Caterpillar» и другие компании.

Доходность при продаже восстановленных агрегатов не ниже,
чем при продаже новых. Создается противодействие полукустарно-
му низкокачественному восстановлению, которое может повредить
репутации машин, сокращается производство новых, которые прода-
вать в запасные части труднее, и отбирается соответствующая доля
рынка у конкурентов. Торговля восстановленными узлами стала ос-
новой отдельного направления — «сервиса по обмену агрегатов».

Среди покупателей подержанных или восстановленных деталей
за рубежом заметна роль страховых компаний. Они организуют соб-
ственные мастерские для ремонта поврежденных машин с использо-
ванием подержанных и восстановленных деталей и узлов. Такой ре-
монт обходится этим компаниям дешевле, чем оплата страховой
премии. Страховые компании имеют договоры о закупке запасных
частей с фирмами, занимающимися разборкой старых автомобилей и
восстановлением деталей. В свою очередь, страховые компании про-
дают этим фирмам автомобили, которые нецелесообразно ремонти-
ровать. В Швеции подобные договоры имеют страховые компании
«Volksam» и «Scandia».

Следует отметить, что в развитых странах дилеры не используют
при ремонте неоригинальные, узлы и детали. Прямой запрет в ди-
лерском соглашении и стремление к поддержанию высокой репута-
ции и сохранению постоянной клиентуры не позволяет им «подсу-
нуть липу». Что касается независимых ремонтников, то они не прочь
обмануть клиентов и, получив цену оригинальной детали, устано-
вить имитированную или подержанную.

Торговцы неоригинальными запасными частями за рубежом за-
хватывают до половины объема рынка запасных частей по стоимо-
сти сделок и до четверти по номенклатуре.

Конечными потребителями неоригинальных запасных частей к
импортным автомобилям в России, как и за рубежом, непосредст-
венно или через сервисные мастерские являются владельцы автомо-
билей, имеющие невысокие доходы. Определенную долю рынка за-
нимают запчасти, бывшие в употреблении. Владельцы машин, об-
ладающие наименьшей покупательной способностью, в первую оче-
редь ищут подержанные запчасти, затем обращаются к неоригиналь-
ным и только в крайнем случае покупают оригинальные.

Добавить комментарий